Дума города Тулуна
Главная » Деятельность Думы » КСП » О палате » Стандарт №3 Проведение...
 

 

Контакты

Адрес: 665268

Иркутская область, г. Тулун,

ул. Ленина, 122, пом. 316

Тел.: (395-30) 40-338

Написать нам письмо

Деятельность Думы

УТВЕРЖДЕН

распоряжением председателя

КСП г.Тулуна

от «15» марта 2013 года № 17

 

С Т А Н Д А Р Т

 

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – «ГОРОД ТУЛУН»

СВФК-3

 

ПРОВЕДЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИНАНСОВОГО АУДИТА

 

Тулун, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Общие положения………………………………………………………………………. 3

2. Содержание финансового аудита…………………………… ………………………… 3

3. Подготовка финансового аудита………………………………………………………..3

4. Проведение проверки объекта контроля ………………………………………………4

4.1. Проверка учетной политики……………………………………………………………4

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного учета)……………….……………..5

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности……………………………………5

4.4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита…..……………….6

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и

финансовой отчетности………………………………………………..……………….7

5. Оформление результатов финансового аудита…………………………….…………...8

 

  1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-

счетной палаты городского округа муниципального образования – «город Тулун» (далее КСП г.Тулуна, палата) СВФК-3 «Проведение и оформление результатов финансового аудита» (далее – СВФК-3, стандарт) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» далее – Федеральный закон № 6-ФЗ) и предназначен для методологического обеспечения реализации КСП г.Тулуна положений вышеуказанного закона, Положения и Регламента КСП г.Тулуна.

1.2. При подготовке СВФК-3 были учтены положения стандартов финансового контроля СВФК-5 «Проведение аудита эффективности использования средств областного бюджета (утв. Постановлением Коллегии КСП Иркутской области от 26 июня 2012 г. №6 (177)/7-КСП)

1.3. Целью стандарта является определение содержания, единых требований к организации и проведению финансового аудита.

1.4. Задачами стандарта является установление правил и процедур подготовки, проведения и оформление результатов финансового аудита.

1.5. Положения стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного учета), достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных актов при использовании средств местного бюджета.

 

2. Содержание финансового аудита

 

2.1. Финансовый аудит – это финансовый контроль законности использования

средств местного бюджета, а также муниципальной собственности (далее – муниципальные средства).

Сущность финансового аудита заключается в проведении проверок операций с

муниципальными средствами, совершенных объектом контроля, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Иркутской области.

2.2. К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью проведения которых является определение:

- правильности ведения и полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете использования муниципальных средств объектом контроля;

- достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании муниципальных средств;

- соответствия использования муниципальных средств объектом контроля, а также его хозяйственной деятельности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Иркутской области.

2.3. При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета, а также их финансовая (бухгалтерская), статистическая и иная отчетность, отражающая исполнение муниципальных средств.

 

3. Подготовка финансового аудита

 

3.1. Подготовка финансового аудита осуществляется посредством предварительного изучения темы и объектов финансового аудита.

3.2. В ходе подготовки к проведению проверки главные инспекторы, ведущие инспекторы, инспекторы (далее – инспекторы) должны изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, Иркутской области, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.3. Для выбора целей финансового аудита и вопросов проверки группа инспекторов, которым поручена подготовка программы контрольного мероприятия, должна:

- получить необходимую информацию о деятельности внутреннего контроля объектов контроля (по возможности);

- определить уровень существенности;

- оценить риски.

По результатам указанной работы в соответствии с выбранными целями и вопросами проверки определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляются программа контрольного мероприятия.

 

4. Проведение проверки объекта контроля

 

Процесс проведения финансового аудита объекта контроля в зависимости от целей

и вопросов его программы может включать в себя проверки учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. Достоверности финансовой отчетности, соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

В ходе указанных проверок может проводиться оценка системы внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений, которые могут встретиться в финансовой отчетности и финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

4.1. Проверка учетной политики

 

4.1.1. Учетная политика объекта контроля – это совокупность способов ведения

бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговые обобщения фактов хозяйственной деятельности).

4.1.2. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности

4.1.3. В ходе проверки инспекторы должны установить:

- наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;

- соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;

- полноту и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;

- утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

- утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации;

- утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

- соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;

- обоснованность внесения изменений в учетную политику.

4.1.4. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

- элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);

- выбранных методов учета нормативно-закрепленному перечню;

- фактически применяемых методов учета и внутреннего контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике.

При проведении проверок хозяйствующих субъектов особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с муниципальными средствами.

4.1.5. При выявлении изменений в учетной политике инспекторы должны установить их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя организации с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

- изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;

- разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

4.1.6. Инспекторам следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

 

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

 

4.2.1. При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

инспекторы прежде всего должны проверить:

- правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;

- правильность отражения их в балансе в соответствующих суммах;

- отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место;

- соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.

4.2.2. Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то инспекторам следует убедиться в том, что:

- используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;

- данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения;

- разработанные объектом контроля механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм.

 

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности

 

4.3.1. Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных

бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех проведенных финансово-хозяйственных операциях, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

4.3.2. Проверку финансовой отчетности инспекторы должны проводить с позиции профессионального скептицизма, считая, что могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом инспекторы должны учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушении, которые остались не выявленными по следующим причинам:

- применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

- неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;

- наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.3.3. При проверке достоверности финансовой отчетности инспекторам следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

- целостность – включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;

- последовательность – содержание о формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;

- сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года – предыдущий и отчетный.

4.3.4. Для подтверждения достоверности отчетности инспекторы должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

4.3.5. В ходе проверки инспекторы должны получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства организации.

4.3.6. При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности.

4.3.7. Инспекторам следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, администрация объекта контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности.

Кроме того, следует проверить наличие в пояснительной записке информации о добавлении каких-либо строк отчетности, если главному бухгалтеру объекта контроля такая возможность предоставлена нормативными актами.

 

4.4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита

 

4.4.1. В период проведения проверки объекта контроля инспекторы могут проверить состояние системы внутреннего контроля и аудита, которая должна формироваться объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях определения эффективности и степени надежности ее функционирования.

4.4.2. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования государственных средств и прозрачности экономической информации.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля инспекторы могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей контрольного мероприятия.

4.4.3. Проверка системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля проводится в порядке, установленном соответствующим методическим документом КСП г.Тулуна.

 

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и

финансовой отчетности

 

4.5.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте

контроля, а также при оценке их результатов инспекторы должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

4.5.2. Ошибка – это искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе не отражение какого-либо числового показателя или не раскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

- ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

4.5.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникнуть в процессе составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов.

Инспекторы должны учитывать, что в процессе составления финансовой (бухгалтерской отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или не отражение числовых показателей либо не раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются:

- фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность;

- неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- нарушения в применении принципов бухгалтерского учета.

Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными финансами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

4.5.4. при проведении проверки инспекторам необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля, могут указывать следующие обстоятельства:

- попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;

- задержки в предоставлении запрошенной информации;

- необычные финансовые и хозяйственные операции;

- наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;

- хозяйственные операции, которые не были отражены в учете ненадлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;

- отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.

Поэтому инспекторы, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

4.5.5. Если в ходе проверки инспекторы обнаружили искажение и выявили признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом инспекторы должны исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

4.5.6. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, приведших к искажению отчетности, а также содержит признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, инспекторы действуют в соответствии с пунктом 5.23. стандарта КСП г.Тулуна СВФК-1.

 

5. Оформление результатов финансового аудита

 

5.1. Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится в

соответствии с общим порядком подготовки и оформления результатов контрольного мероприятия, установленным стандартом КСП г.Тулуна СВФК-1 «Правила проведения контрольного мероприятия».

Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение и оценку

результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию муниципальных доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в акте проверки.

5.2. В акте проверки наряду с определенными соответствующим стандартом

положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки и дается оценка применяемых объектом контроля принципов бухгалтерского учета.

5.3. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.

5.4. По результатам проверки инспектор фиксирует в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, а также в какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение.

5.5. Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля.

В отчете по итогам финансового аудита содержатся выводы, в том числе:

- об учетной политике;

- о ведении бухгалтерского (бюджетного) учета;

- о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и правильности отражения в ней финансового положения объекта контроля;

- о системе внутреннего контроля и аудита.

 

Председатель Контрольно-

счетной палаты г.Тулуна Е.В. Новикевич

 

 

  

 

   Председатель Думы VI созыва
городского округа муниципального
     образования - "город Тулун"
                Счастливцев
    Александр Валентинович

 

     Заместитель председателя 

             Думы VI созыва
городского округа муниципального
   образования – "город Тулун"

     Абрамова Елена Евгеньевна

 

 

пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567

 

© 2006–2016., Дума города Тулун

Разработка и хостинг:
OOO «Виртуальные Технологии».

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.