УТВЕРЖДЕН
распоряжением председателя
КСП г.Тулуна
от « 15 » марта 2013 № 17-р
С Т А Н Д А Р Т
СВФК-6
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – «ГОРОД ТУЛУН»
ФИНАНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Тулун, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие положения. ....................................................................................................3
- Требования к проведению экспертизы проекта муниципальной программы … 4
- Требования к оформлению результатов экспертизы. ........................................... 5
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты городского округа муниципального образования – «город Тулун» (далее КСП г.Тулуна, палата) СВФК-6 «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением и Регламентом КСП г.Тулуна, с учетом положений нормативных правовых актов муниципального образования «грод Тулун», определяющих порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Тулуна.
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения КСП г.Тулуна (далее – КСП) финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ города Тулуна, а также проектов изменений действующих муниципальных программ города (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСП.
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСП и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
1.5. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) проектов муниципальных программ осуществляется КСП на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения и Регламента КСП г.Тулуна.
1.6. Экспертизы проектов муниципальных программ является экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля нормативных актов муниципального образования – «город Тулун».
1.7. Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета муниципального образования – «город Тулун».
1.8. Экспертиза проекта муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции КСП вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
1.9. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития города Тулуна, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципального образования – «город Тулун» в соответствующей сфере обеспечения жизнедеятельности города.
1.10. Заключение КСП по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
1.11. Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
- соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
- полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
- корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
- обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.12. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты изменений, вносимых в действующие муниципальные программы, в случае если такие программы содержат расходные обязательства муниципального образования, устанавливают изменение расходных обязательств муниципального образования и/или целевых индикаторов программ.
1.13. Повторная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае направления в КСП проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) повторно после устранения замечаний и рассмотрения предложений КСП.
1.14. Дополнительная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае недостаточности информации и документов для подготовки положительного заключения при условии направления в КСП дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).
Положительным заключением в целях настоящей статьи считается заключение, в котором по итогам финансово-экономической экспертизы замечания и предложения отсутствуют.
Также дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии положительного заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.
2. Требования к проведению экспертизы
проекта муниципальной программы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется аудитором исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При необходимости аудитором при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые инспекторам, участвующим в проведении экспертизы, предлагается обратить особое внимание.
2.3. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования – «город Тулун».
2.4. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- соответствие целей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
- соответствие целей, задач программы Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования – «город Тулун»;
- четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
- наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
- взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
- соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
- наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
- обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
- обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;
- обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;
- четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
- наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
- механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
2.5. Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования – «город Тулун», а также:
- корректности предлагаемых изменений (отсутствие изменений программы «задним числом»);
- логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);
- целесообразности предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);
- устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных КСП ранее по результатам экспертизы проекта программы.
2.6. Срок проведения экспертизы проекта муниципальной программы устанавливается распоряжением председателя КСП и составляет 10 рабочих дней. Срок проведения экспертизы проекта об изменении муниципальной программы устанавливается распоряжением председателя КСП и составляет 5 рабочих дней.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения экспертизы составляется заключение КСП по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение).
3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципального программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, сведения о привлеченных экспертах, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе общее изменение объема финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, изменение целевых показателей в связи с изменением объемов финансирования с оценкой их обоснованности; дается оценка финансовых последствий принимаемых изменений; даются выводы и рекомендации.
В содержательной части заключения, как правило, отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих элементов и принципиальных решений проекта муниципальной программы:
? – анализа предметной сферы жизнедеятельности города;
? – определения целей, выбора ожидаемых результатов;
? – постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности города);
? – определение целевых, индикативных показателей (индикаторов);
? – распределения задач и мероприятий между соисполнителями муниципальной программы;
? – формирования программных мероприятий, в том числе определения параметров сводных муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
? – установления финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе с учетом выпадающих доходов бюджета муниципального образования – «город Тулун».
Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.
3.5. При проведении повторной финансово-экономической экспертизы, дополнительной финансово-экономической экспертизы во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации КСП нарушения и недостатки.
3.6. При обнаружении в ходе проведения экспертизы коррупциогенных факторов в заключении КСП по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
3.7. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования – «город Тулун».
3.8. В заключении КСП по итогам финансово-экономической экспертизы не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.9. Заключение КСП по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) подписывается Председателем КСП или лицом, его замещающим, должностным лицом, проводившим экспертизу. Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения финансово-экономической экспертизы.
3.10. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено мэру города Тулуна, Председателю Думы города Тулуна по инициативе Председателя КСП или по запросу указанных лиц.
Председатель Контрольно-
счетной палаты г.Тулуна Е.В. Новикевич