РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – «ГОРОД ТУЛУН»
|
|
|
г.Тулун "19" ноября 2013 года
Отчет № 9-о
по результатам контрольного мероприятия
по вопросу соблюдения требований законодательства при использовании средств областного и местного бюджета, направленных на обеспечение бесплатным питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Тулуна
- Основание для проведения контрольного мероприятия: план работы КСП г.Тулуна на 4 квартал 2013 года, распоряжение председателя КСП от 11.10.2013г № 41-р. Контрольное мероприятие включено в план работы КСП г.Тулуна на основании запроса Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 30.09.2013г № 01/05-1142.
- Предмет контрольного мероприятия:средства областного и местного бюджетов, предусмотренные на обеспечение бесплатным питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
- Объекты контрольного мероприятия:Администрация городского округа (Комитет социальной политики администрации городского округа), муниципальные общеобразовательные учреждения г.Тулуна.
- Цели контрольного мероприятия: установление соблюдения действующего законодательства при использовании средств областного и местного бюджета, направленных на обеспечение бесплатным питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
- Проверяемый период деятельности: 2012 год, 9 месяцев 2013 года.
- Сроки проведения контрольного мероприятия: с 17 по 30 октября 2013 года.
- Настоящий отчет подготовлен на основе акта № 9-а от 01.11.2013 года, составленного по итогам контрольного мероприятия. Акт проверки подписан должностными лицами администрации городского округа без разногласий.
- В результате проведения контрольного мероприятия установлено следующее:
8.1 Областным законом от 23.10.2006г № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» предусмотрены меры социальной поддержки малоимущих и многодетных семей, одной из мер является обеспечение бесплатного питания учащихся, посещающих муниципальные общеобразовательные учреждения, а при отсутствии в муниципальных общеобразовательных учреждениях организованного питания – предоставление набора продуктов питания (далее – бесплатное питание).
В соответствии с законом Иркутской области от 08.10.2007г № 76-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям» полномочия по организации бесплатного питания учащихся из многодетных и малоимущих семей переданы органам местного самоуправления.
Во исполнение Закона Иркутской области от 08.10.2007г № 76-оз постановлением администрации Иркутской области от 06.12.2007 № 283-па (ред. от 24.03.2011г) утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям.
8.2 Порядок и условия обеспечения бесплатным питанием учащихся из многодетных и малоимущих семей регулируется постановлением Правительства Иркутской области от 01.08.2011г № 211-пп «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в Иркутской области отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей».
Стоимость бесплатного (льготного) питания за счет средств областной субвенции определялась в 2012 году из расчета 10 рублей, в 2013 году – из расчета 15 рублей в день на одного учащегося.
Кроме того, на увеличение стоимости бесплатного (льготного) питания из местного бюджета в 2012-2013 годах выделялись средства из расчета 3 рубля в день на одного учащегося. Таким образом, стоимость бесплатного (льготного) питания составляла в 2012 году 13 рублей, в 2013 году – 18 рублей в день на одного учащегося.
8.3 В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания учащихся в образовательных учреждениях возлагается на образовательные учреждения.
Органом, осуществляющим организацию исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению бесплатным питанием учащихся общеобразовательных учреждений города Тулуна, является администрация городского округа в лице Комитета социальной политики администрации городского округа в соответствии с распоряжением администрации города от 23.01.2012г № 16.
Организацию питания учащихся общеобразовательных учреждений города Тулуна осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Комбинат школьного питания города Тулуна» (далее – МУП КШП), основным видом деятельности, которого является организация школьного питания. Одно общеобразовательное учреждение на территории города, а именно МБОУ СОШ № 1, осуществляет организацию питания собственными силами.
МУП КШП осуществляет питание учащихся, а также льготное питание на основании заключенных с общеобразовательными учреждениями договоров и муниципальных контрактов.
8.4 Численность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Тулуна на 01.09.2012 года составляла 5220 человек, на 01.09.2013 года- 5339 человек.
Охват бесплатным (льготным) питанием в 2012 году составлял 32,3 % от общего числа учащихся, на 01 октября 2013 года составил 33% от общего числа учащихся.
Областные средства на обеспечение бесплатным питанием предоставлены общеобразовательным учреждениям в виде субвенции.
В 2012 и 2013 годах обеспечение бесплатным питанием учащихся осуществлялось в 10-ти муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Всего в 2012 году поступило средств областного бюджета на организацию бесплатного питания в сумме 3166,1 тыс.руб., израсходовано средств общеобразовательными учреждениями в сумме 3091,32 тыс.рублей. Остаток средств субвенции на конец 2012 года составил 74,78 тыс.руб., которые в январе 2013 года как неиспользованные были возвращены в областной бюджет.
По состоянию на 01 октября 2013 года из областного бюджета поступило средств субвенции на организацию бесплатного питания в сумме 3252,7 тыс.руб., израсходовано средств общеобразовательными учреждениями за 9 месяцев в сумме 2542,6 тыс.руб., остаток неиспользованных средств субвенции на конец отчетного периода составил 710,0 тыс.рублей.
В сравнении с предыдущими годами (2008-2010гг) использование средств областной субвенции значительно улучшилось в связи с надлежащей организацией школьного питания. Так например, по причине того, что учащиеся не обеспечивались бесплатным питанием в субботние дни при шестидневной учебной неделе, муниципальным образованием – «город Тулун» не было использовано средств субвенции в 2008 году в сумме 2431 тыс.руб., в 2009 году в сумме 1053 тыс.руб., в 2010 году в сумме 1357 тыс.рублей.
По результатам контрольного мероприятия, проведенного КСП г.Тулуна в сентябре 2011 года, график школьных столовых города Тулуна в настоящее время составлен с учетом режима учебных занятий. При шестидневной учебной неделе школьные столовые с 2011/2012 учебного года работают шесть дней в неделю: пять дней в обычном режиме, в субботу организовано дежурство работниками столовых.
Более того, по результатам проведенного КСП г.Тулуна контрольного мероприятия депутатами Думы городского округа было принято решение о выделении из местного бюджета средств на увеличение стоимости льготного питания детей из многодетных и малоимущих семей из расчета 3 рубля в день на одного ребенка.
8.5 В 2012 году в рамках софинасирования за счет средств местного бюджета на увеличение стоимости бесплатного питания по долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка населения города Тулуна на 2011-2013 годы» муниципальным образовательным учреждениям было выделено субсидии в сумме 922,3 тыс.руб. (из расчета 3 рубля в день на одного учащегося), исполнение составило 100 % от выделенных средств. Возмещение расходов МУП КШП по организации питания составило 394,4 тыс.рублей.
В 2013 году в рамках софинансирования за счет средств местного бюджета на обеспечение бесплатным питанием учащихся в образовательные учреждения поступило субсидии «на иные цели» в сумме 742,3 тыс.руб., в т.ч. на увеличение стоимости бесплатного (льготного) питания в сумме 507,5 тыс.руб. (из расчета 3 рубля в день на одного учащегося), на возмещение расходов МУП КШП в сумме 234,8 тыс.руб., всего израсходовано 739,0 тыс.руб., остаток средств составляет 3,3 тыс.рублей.
Возмещение расходов МУП КШП по доставке продуктов, обработке меню и др. производилось в 2012 году из расчета 1,43 руб. в день на одного человека, в текущем периоде 2013 года из расчета 1,54 руб. на одного человека в день.
8.6 В результате выездных проверок в общеобразовательные учреждения города Тулуна установлено, что продукты, входящие в набор льготного питания, реализуются МУП КШП с торговой наценкой, в 2012 году наценка составила в среднем 22 %, за проверяемый период 2013 года наценка составила в среднем 23,6 %.
В МБОУ СОШ № 1 продукты для льготного питания реализуются без торговой наценки (! ), что значительно удешевляет стоимость льготного питания и дает возможность обеспечить учащихся более калорийным и разнообразным питанием.
Количество учебных дней, определенных годовым учебным планом составляет 204 дня. Школьное питание в общеобразовательных учреждениях, в т.ч. бесплатное питание, организовано в течение шести дней недели. В субботу организовано буфетное обслуживание, учащимся выдается булочка, сок или чай.
В МБОУ СОШ № 1, где питание организовано собственными силами, в субботу столовая учреждения обеспечивает учащихся-льготников горячим питанием. Представленное меню за субботние дни наглядно показывает, что в МБОУ СОШ № 1 дети получают более калорийное и полезное питание. Такой вариант организации школьного питания как в МОУ СОШ № 1 приемлем только для многокомплектных школ, в которых объем средств образовательной субвенции позволяет содержать штат работников школьной столовой. Школы с небольшой численностью учащихся не имеют возможности организовать питание собственными силами, в связи с чем такими учреждениями заключены договоры со специализированной организацией – МУП КШП, которая является коммерческой организацией, реализующей продукцию с торговой наценкой.
Меню МБОУ СОШ № 1 на 19.10.2013г (льготное пит.), количество «бесплатников» 257 чел.
Каша рисовая молочная с маслом 200/10 гр.
Бутерброд с сыром 30/31 гр.
Чай с сахаром и молоком 50/15/200 гр.
Печенье 15 гр.
______________________________________
Стоимость 17,01 руб.
Меню МБОУ СОШ № 1 на 26.10.2013г (льготное пит.), количество «бесплатников» 286 чел.
Плов с курицей 50/200 гр.
Чай с сахаром и молоком 15/50/200 гр.
Хлеб 30 гр.
________________________________________
Стоимость 16,47 руб.
Меню МБОУ СОШ № 20 на 26.10.2013г (льготное пит.), количество «бесплатников» 222 чел.
Сок яблочный 202 гр.
Коржик 50 гр.
_______________________________________
Стоимость 15,22 руб.
Меню МБОУ СОШ № 4 на 26.10.2013г (льготное пит.), количество «бесплатников» 171 чел.
Какао 200 гр.
Пирог бисквитный 47 гр.
_______________________________________
Стоимость 12,29 руб.
Меню МБОУ СОШ № 25 на 26.10.2013г (льготное пит.), количество «бесплатников» 161 чел.
Сок 200 гр.
_______________________________________
Стоимость 15,00 руб.
8.7 Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08,ч.2 ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. В письме Минобрнауки России от 14.04.2012г № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» рекомендовано организовывать отпуск горячего питания обучающимся на переменах продолжительностью не менее 20 минут, исходя из того, что 20 минут – это минимально необходимое время для приема пищи детьми.
В результате проверок было установлено, что большинстве общеобразовательных учреждений расписание занятий составлено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В тоже время не предусмотрены 20-минутные перемены для организации горячего питания в следующих учреждениях: в МБОУ СОШ № 1 в первой и второй сменах перемены установлены по 10 минут; в МБОУ СОШ № 6 в первой смене перемена продолжительностью 10 минут; в МБОУ СОШ № 2 в первой смене перемена 15 минут, во второй смене 10 минут; в МБОУ СОШ № 20 перемены в первой и второй смене по 15 минут; в Центре образования перемена продолжительностью 10 минут.
8.8 В нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ СОШ № 20 и Центре образования нет медицинского работника, в связи с чем закладка продуктов питания и бракераж готовой продукции осуществляются в указанных учреждениях без медицинского работника.
Серьезной проблемой при организации горячего школьного питания остается отсутствие централизованного водоснабжения в МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 7, Центре образования.
8.9 При проверке отчетов общеобразовательных учреждений о расходовании субвенции, предоставляемой из областного бюджета, в отчете МБОУ СОШ № 19 за сентябрь 2013 года выявлено отклонение на сумму 1940 рублей. Согласно акту сверки с МУП КШП по состоянию на 01.10.2013г задолженность по средствам субвенции в пользу МУП КШП составляет 53,25 тыс.руб., однако по отчету остаток задолженности составляет 55,19 тыс.руб., т.е. остаток завышен на 1,94 тыс.рублей.
В связи с этим сводный отчет муниципального образования – «город Тулун» о расходовании субвенций, предоставляемых из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям, за 3 квартал 2013 года содержит недостоверные данные по сумме задолженности на конец отчетного периода, задолженность завышена на сумму 1,94 тыс.рублей.
Выводы
В результате проверки Контрольно-счетной палатой г.Тулуна были установлены нарушения действующего законодательства и норм санитарно-эпидемиологических требований при составлении расписания занятий в пяти учреждениях.
Отчет муниципального образования – «город Тулун» о расходовании субвенций, предоставляемых из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям, за 3 квартал 2013 года содержит недостоверные данные по сумме задолженности на конец отчетного периода.
Рекомендации
На основании вышеизложенного рекомендуем администрации городского округа:
Устранить допущенные нарушения, повлекшие искажение достоверных показателей отчетности о расходовании субвенций, предоставляемых из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям.
Рекомендовать муниципальным общеобразовательным учреждениям устанавливать расписание занятий с учетом необходимого времени для питания учащихся.
Председатель Контрольно-
счетной палаты г.Тулуна Е.В.Новикевич